onaturmorte.ru

Блог о натюрмортах

Мар

16

Выставка в Таллине. Осень 2015. Часть 2

admin

Продолжая разговор о выставке в Таллине, обратимся к картинам антверпенских мастеров. И начнем с цветочно-фруктовой композиции Яна ван Кесселя. В представленной работе художник демонстрирует свое непревзойденное мастерство в передаче реалистичных подробностей даров природы. Сложно собранная композиция изобильного урожая едва помещается в раму картины. Перегрузка деталями, игрой света, бликами, оттенками зелени  - все эти живописные средства создают радующую глаз картину. Но, кроме того, перед зрителем рождается феерия разнообразного вкуса и манящего аромата, привлекающего к восприятию не только зрение, но и осязание, обоняние, вкус.

Jan van Kessel (1620-1661). Ян ван Кессель. Натюрморт с фруктами и бабочками

Jan van Kessel (1620-1661). Ян ван Кессель. Натюрморт с фруктами и бабочками

Не менее привлекательна ваза с фруктами, сочная земляника в китайской тарелке, сахарный инжир, спелые лесные орехи на картине Франса Снейдерса. Тут же, едва проступая в прозрачности воздуха, виднеется стеклянный бокал, припасен и нож, которым удобно разрезать инжир. Перед нами обеденный стол, на котором приготовлен десерт. Но на лакомый полдник пришли незваные гости! Здесь разыгрывается прелюдия к охотничьей драме: еще пару секунд и беспечное озорство воробьев будет перебито кошачьим прыжком. По своему обыкновению, Снейдерс оживляет застывшую композицию предметного мира присутствием животных.

Frans Snyders (1579-1657). Франс Снайдерс. Натюрморт с птицами, фруктами и кошкой.

Frans Snyders (1579-1657). Франс Снейдерс. Натюрморт с птицами, фруктами и кошкой.

Снейдерс часто обращался к сценам с животными, выступая, как талантливый мастер-анималист.

Мастерская Франса Снейдерса. Кот и пес

Мастерская Франса Снейдерса. Кот и пес

Продолжая тему накрытых столов, обратимся к натюрморту с устрицами Осиаса Берта.  Обеденный стол выглядит маленькой симпатичной вселенной, где собранные блюда и кубки, приборы и коробки, дары земли и воды, сладости и солености - собраны вместе, при этом вполне автономны. Композиция этой картины удивительна тем, что собирает воедино самые разные ракурсы. Приглядитесь: на устрицы вы смотрите сверху, на блюда с фруктами - сбоку. На краю стола, будто специально для собирающегося отобедать, - нож (удобно справа) и початая устрица. Прихотливый изгиб шеи зажаренного цыпленка подхватывается рефреном сплетения редиса, а на горизонте стола им вторят тонко изогнутые бублики. Прозрачное кружево бокалов самой прихотливой формы заполняет ритмику композиции хрустальным звоном вертикальных доминант.

Osias Beert the Elder (1580-1624). Осиас Берт Старший. Натюрморт с устрицами, цыпленком и сухофруктами

Osias Beert the Elder (1580-1624). Осиас Берт Старший. Натюрморт с устрицами, цыпленком и сухофруктами.

Рассмотренные натюрморты антверпенских мастеров первой половины и середины XVII века: накрытые столы, фруктово-цветочные корзины, шалости животных - разнообразны, но все безупречны в своей реалистической точности, в идеальном колористическом решении, в гармонии композиции.



Оставить комментарий

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *