Мои новые статьи в журнале «Юный художник»

Многие читатели знают, что уже много лет я сотрудничаю с журналом «Юный художник» и пишу статьи на разные искусствоведческие темы для юношества. Хотя и взрослым там есть, что там почитать, я всегда нахожу интересные публикации коллег. Итак, за последнее время вышли вот такие статьи: 

ЮХ№8, 2017, ИЗ ИСТОРИИ МИРОВОГО ИСКУССТВА
О. Кулакова
XVII век вдохновляется античностью
«На рубеже XVI-XVII вв. коллекции античных предметов искусства часто входили в состав уважаемых музейных собраний. Далекая античность продолжала вдохновлять эстетику периода Возрождения не только в Италии, но также в Германии и Нидерландах. Часто античность воспринималась через культуру итальянского Ренессанса, но кроме этого были и прямые заимствования античных влияний в художественных и научных кругах Германии и Нидерландов XVII века. На примере частных музеев и кунсткамер можно выделить несколько способов восприятия античного наследия: собственно материальные ценности (вазы, бюсты, геммы и пр.); античная мифология и эстетика, воплотившиеся в живописи и скульптуре; античная философия, оказавшая значительное влияние на мировоззрение Ренессансной и более поздней культуры«.

ЮХ №9, 2017 ВЕЛИКИЕ ГОРОДА МИРА
О. Кулакова
Сказки Стамбула
«Стамбул – сказочный город, и это не преувеличение, не общие слова, не привычные призывы туристических мест! Наслоение трех великих эпох и культур: греческий Византий, римский Константинополь, турецкий Стамбул – все это до сих пор витает в воздухе и послойно отражено в многочисленных археологических раскопах на земле. «Спятивший светофор, все три цвета которого загораются одновременно» — так говорил Иосиф Бродский о Стамбуле , и это очень точно отражает структуру этого города в целом. Современный Стамбул – город особенный. По моим наблюдениям, принятие этого города происходит на уровне эмоций: либо этот город нравится, либо нет. Третьего не дано«.

ЮХ №10, 2017 БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ 
О. Кулакова 
Адам и Ева
«Ветхозаветные темы в живописи были всегда интересны и значимы, так же как и сакральная история жизни Христа. Каждое поколение живописцев находит вдохновение и особый смысл, обращаясь к этим сюжетам дохристианской истории, такой загадочной, фантастической и глубинно мудрой. Как изменялись традиции изображения прародителей Адама и Евы, какие трактовки приобретал сюжет, как формировался образно-символический строй? Рассмотрим эту тему на некоторых примерах европейской станковой живописи – с XIV по XVII век, от феодального средневековья до становления нового капиталистического общества, которое внесло серьезные коррективы в восприятии религии, изобразительного образа и функции живописи. Период с XIV — XVII век – с одной стороны однородный, с другой стороны, представляет череду интереснейших открытий и трансформаций восприятия действительности; при сохранении религиозного мышления происходит и зарождение нового, опытно-научного познания мира».

ЮХ №10 2018 БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ
О. Кулакова  
Архитектура на картинах нидерландских мастеров

«Средневековое изобразительное искусство во всех его видах долгое время оставалось на службе западной христианской церкви. Витражи, алтарные композиции, росписи, архитектура, декоративно-прикладные изделия – все это было подчинено церковной литургии, сливаясь в синтез искусств. Библейская история на много веков стала основным источником сюжетов для живописных полотен. Для художников заказы одиночных алтарных картин или развернутых триптихов всегда оставались ответственными, репрезентативными работами, в которых нужно было показать всё своё мастерство. С началом культурных изменений в Италии XIV-XV вв., которые объединяются общим термином «Ренессанс», появляются светские темы в искусстве, а в изобразительных средствах художники все чаще стали обращаться к передаче физического сходства, созданию глубокого реалистичного пространства с перспективным сокращением предметов. Этот «прорыв плоскости» открыл невероятные возможности для того, чтоб сделать уже знакомый, иконографически устоявшийся сюжет «Благовещения», «Рождества», «Принесения во храм», «Вавилонской башни» по-новому привлекательным и зрелищным«.

ЮХ №1 2019 ИЗ ИСТОРИИ МИРОВОГО ИСКУССТВА 
О. Кулакова
От римского дома – к христианской церкви
«… отправимся на Целийский холм, где недалеко от знаменитого Колизея приютилась церковь, посвящённая сразу двум святым: Иоанну и Павлу (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo). Святые братья Иоанн и Павел по преданию, оставленному в нескольких слегка отличающихся вариантах, были обезглавлены именно на этом месте, в одном из частных домов на Целии, во время правления императора Юлиана Отступника в 361-363 годах. Казнили святых отцов за отказ поклоняться и приносить жертвы языческим богам именно в одном из этих домов…»


http://юный-художник.рф 

Добавить комментарий