Виллем Клас Хеда. Натюрморт с крабом.
«У каждого человека должен быть Дом и Жилище, которое могло бы служить Театром его гостеприимства, Местом для услаждения его самого, Источником удобства в его частной жизни, лучшим и значительнейшим из того, что унаследуют его дети, в общем, Дом — это своего рода отдельное Княжество«.
Эту удивительно точную мысль в 1624 году высказал cэр Генри Уоттон, английский поэт, архитектор и дипломат. Прочитав ее, я вспомнила голландские still life того же XVII века.
Этот натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды (Государственный Эрмитаж) написанный в 1648 году, в полной мере отражает восприятие Дома, Гостеприимства — всего того, о чем говорит Генри Уоттон. Во-первых, этот стол сервирован и подготовлен для приема пищи: здесь есть столовые приборы, готовая еда и напитки, причем, смотрите, все разложено так, что хочется взять, потрогать. Изящная ручка ножа пробивает плоскость холста, аппетитная оливка и булочка буквально просятся в рот. Румяный краб, а рядом лимон, который годится и в соус для морских блюд, и в лимонад.
Во-вторых, этот обеденный стол — небольшой, камерный — он будто создан для одного или максимум двух человек — вот и отдельное, в меру гостеприимное княжество. Сюда могут пригласить, а могут и вежливо отказать.
В-третьих, все предметы на этом столе добротные, дорогие, качественные — кувшины, тарелки, кубки, и даже скатерть — они достались в наследство, ими дорожат, их передадут детям.
И наконец, театр! В этом натюрморте есть режиссер — художник, есть актеры — предметы, есть зрители — мы с вами. Бурный занавес драпировки, изящное па упавшего кубка, уверенная стойка хрупкого стеклянного графинчика, подвижная шкурка лимона — актеры замерли на мгновенье, но статику картины может оживить легкое дуновение вашей фантазии, ведь перед нами не просто вещи, а волшебство still life!