Франс Снейдерс. Натюрморты с обезьянками

Некоторое время назад я рассказывала о “малых голландцах” и их натюрмортах, упоминая лишь вскользь, что в это же время активно развивался  и фламандский натюрморт. Сегодняшняя статья посвящена прославленному мастеру фламандского still life – Франсу Снейдерсу.

Натюрморты Снейдерса очень большого размера. В Государственном Эрмитаже представлена разнообразная коллекция этих бесчисленных лавок с фруктами и овощами, битой дичью, рыбой и экзотическими морскими гадами. Still life Снейдерса реалистичны и обращены к пяти чувствам человека – все хочется потрогать, выбрать, ведь автор приводит нас на рынок. Все продукты источают аромат, запах или, простите, вонь. Все изображенное можно съесть: или сразу – впившись в сочную мякоть инжира, или потенциально – приложить усилия, приготовить чудесную ароматную рыбу с пряностями и насладиться!  В лавках Снейдерса всегда присутствуют живые герои – будь то люди или животные, а потому зритель может еще и услышать неспешный разговор горожанок, рычание  или шипение, грохот падающих чаш, ваз и корзин. И причиной такого беспорядка, как правило, становится маленькая проказница – обезьянка.  И вот тут есть одна пикантная деталь. Приглядитесь: строгая дама придирчиво осматривает персик, ее движения скупы и неторопливы. В это же время обезьяна тоже “выбирала” персики и, потеряв равновесие, неуклюже растопырив лапы, она кубарем полетела вниз. Или другой пример: дама изящным движением берет вазу с инжиром, и будто вторя ей, обезьяна кокетливо изгибая лапку, держит цветок. И в следующей картине – мы видим вновь единство жестов мартышки и человека.

Такое сравнение с обезьянкой – словно насмешка, издевка, кривое зеркало для человека. В 17 веке подобное изображение обезьян, которые вели себя как люди – музицировали, пили вино, играли в карты, воспитывали потомство – было очень популярно, например, знаменитые “Обезьяны в кухне” Дэвид Теннирса Младшего. Эти маленькие юркие зверьки, удивительно похожие на человека по мимике и жестам, либо имитируют движения людей, либо делают все наоборот, создавая контраст и динамику. Картина мира всегда двойственна – две стороны медали, взлеты и падения, мужское и женское, инь-ян. Без обезьянок в натюрмортах Снейдерса было бы скучновато, а тут можно задуматься – кто кого пародирует…

Один комментарий к “Франс Снейдерс. Натюрморты с обезьянками”

Добавить комментарий