История изображения предметного мира. Часть II: Античность

Геракл со львом. Чернофигурная вазовая живопись.
Геракл со львом. Чернофигурная вазовая живопись.
Евфроний. Пирующие гетеры. Краснофигурный псиктер. VI век до н.э.
Евфроний. Пирующие гетеры. Краснофигурный псиктер. VI век до н.э.
Приготовление к банкету. Фрагмент росписи грота Голини в Орвьето, IV век до н.э.
Приготовление к банкету. Фрагмент росписи грота Голини в Орвьето, IV век до н.э.
Приготовление к банкету. Фрагмент росписи грота Голини в Орвьето, IV век до н.э.
Приготовление к банкету. Фрагмент росписи грота Голини в Орвьето, IV век до н.э.
Петух, клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме, I век н.э.
Петух, клюющий виноград. Настенная роспись в Геркулануме, I век н.э.

Фреска из Помпей, I век н.э.
Фреска из Помпей, I век н.э.

Продолжая тему изображения вещей в живописи разных культур и эпох, рассказываю сегодня об античности, то есть о живописи древней Греции и древнего Рима.
Повторюсь вновь – чистого жанра натюрморта в этот период не было и не могло быть, хотя бы, потому что не существовало станковой живописи – картины в привычном на сегодняшний день виде – холст, подрамник, рама. Рассматриваемые сегодня примеры – это древнегреческая вазопись и настенные росписи Рима I в. н.э.
Интересная особенность древнегреческого предметного мира в вазописи – это изображения вещей нужных человеку – оружия, посуды, музыкальных инструментов, иногда частей статуй, архитектурных деталей, мебели. Изображенные вещи относятся к категории – сделанные человеком и для человека. Ни фруктов, ни цветов, ни мертвой дичи – даров природы – мы здесь не увидим. Мы так же можем заметить, что часто вещи будто висят на невидимой стене интерьера. Такое расположение предметов хорошо передает обстановку рассматриваемой сцены – урок музыки, сцена в ремесленной мастерской, баталия. Предметы создают декорации, являются эпитетами, которые древнегреческий мастер словно перечисляет «через запятую», слагая свой рассказ. Предметы без человека здесь возможны, но они сразу приобретают декоративный статус орнамента.
В росписи грота в Орвьето (IV век до н.э.) мы видим немного другое, это уже не декорации, не перечисление «летающих» вещей, а композиция предметов: одна ваза располагается на фоне другой, видно перспективное сокращение, это уже самостоятельный кусочек натюрморта.
Однако расцвет античного натюрморта состоялся гораздо позже, в I веке н.э. в эпоху расцвета Римской империи. Римляне не останавливались на изображении мясных и овощных лавок, фруктов, цветов, животных. Они создавали и символические произведения с глубоким тайным смыслом. Обычно такие аллегорические натюрморты являлись росписями гробниц и сакральных помещений.
Два представленных натюрморта – с петухом и с фруктами – передают совершенно новые понятия в системе ценностей вещей. Здесь показан образ природы, измененной человеком, ведь виноградная лоза уже не часть дерева, с корнями, стволом и кроной, а всего лишь отрезанная ветвь. Нарисованный персик сорван, с него содрана кожура и видна косточка. Нарушена целостность восприятия природы, римляне впервые изобразили природу не как самостоятельное целое, а природу именно для человека. Сосуд с водой дает тень, чувствуется воздух, атмосфера среды, чувствуется «всеобщая смерть природы», как писал древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I век до н.э.) в своей поэме «О природе вещей». Вещи начали приобретать свой истинный материально-осязаемый облик в пространстве воздуха и света, старое сакральное понимание природы действительно разрушено. И в этом смысле она умерла, чтобы родиться в жанре nature morte на полотнах европейских живописцев-потомков. Впрочем, до этого еще пройдет много времени…

История изображения предметного мира. Часть II: Античность: 3 комментария

  1. Я не навязываюсь, просто думаю, что проблема собственно римского натюрморта стоит глубже вопроса станковых картин… хотя это выглядит вычурно, мне просто нравится идея блога.. поэтому и пишу весь этот бред…да и написано здорово..

    • Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с лат., пред. и прим. Г.А. Тароняна. М., 1994.
    • Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Примечания, перевод и введение С.П. Кондратьева. М., 1936. (и др. издания)
    • Античные мыслители об искусстве. Под ред. В.Ф. Асмуса. М., 1938.
    • Античные поэты об искусстве. М., 1937 (СПб., 1996).

    • Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1970.
    • Искусство Этрусков и Древнего Рима. Авторы текста Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. М., 1982 («Памятники мирового искусства»).
    • Andreae B. The Art of Rome. N.Y.: Abrams, 1977.
    • Strong D. Roman Art. New Haven and London, 1995 («Pelican History of Art»). (и другие издания).
    • Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство. Книга для учащихся. М., 1996 (только архитектура и искусство эпохи Августа).

    • Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1921.
    • Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.
    • Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт. Л.-М., 1966.

Добавить комментарий