Продолжая тему изображения вещей в живописи разных культур и эпох, рассказываю сегодня об античности, то есть о живописи древней Греции и древнего Рима.
Повторюсь вновь – чистого жанра натюрморта в этот период не было и не могло быть, хотя бы, потому что не существовало станковой живописи – картины в привычном на сегодняшний день виде – холст, подрамник, рама. Рассматриваемые сегодня примеры – это древнегреческая вазопись и настенные росписи Рима I в. н.э.
Интересная особенность древнегреческого предметного мира в вазописи – это изображения вещей нужных человеку – оружия, посуды, музыкальных инструментов, иногда частей статуй, архитектурных деталей, мебели. Изображенные вещи относятся к категории – сделанные человеком и для человека. Ни фруктов, ни цветов, ни мертвой дичи – даров природы – мы здесь не увидим. Мы так же можем заметить, что часто вещи будто висят на невидимой стене интерьера. Такое расположение предметов хорошо передает обстановку рассматриваемой сцены – урок музыки, сцена в ремесленной мастерской, баталия. Предметы создают декорации, являются эпитетами, которые древнегреческий мастер словно перечисляет «через запятую», слагая свой рассказ. Предметы без человека здесь возможны, но они сразу приобретают декоративный статус орнамента.
В росписи грота в Орвьето (IV век до н.э.) мы видим немного другое, это уже не декорации, не перечисление «летающих» вещей, а композиция предметов: одна ваза располагается на фоне другой, видно перспективное сокращение, это уже самостоятельный кусочек натюрморта.
Однако расцвет античного натюрморта состоялся гораздо позже, в I веке н.э. в эпоху расцвета Римской империи. Римляне не останавливались на изображении мясных и овощных лавок, фруктов, цветов, животных. Они создавали и символические произведения с глубоким тайным смыслом. Обычно такие аллегорические натюрморты являлись росписями гробниц и сакральных помещений.
Два представленных натюрморта – с петухом и с фруктами – передают совершенно новые понятия в системе ценностей вещей. Здесь показан образ природы, измененной человеком, ведь виноградная лоза уже не часть дерева, с корнями, стволом и кроной, а всего лишь отрезанная ветвь. Нарисованный персик сорван, с него содрана кожура и видна косточка. Нарушена целостность восприятия природы, римляне впервые изобразили природу не как самостоятельное целое, а природу именно для человека. Сосуд с водой дает тень, чувствуется воздух, атмосфера среды, чувствуется «всеобщая смерть природы», как писал древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (I век до н.э.) в своей поэме «О природе вещей». Вещи начали приобретать свой истинный материально-осязаемый облик в пространстве воздуха и света, старое сакральное понимание природы действительно разрушено. И в этом смысле она умерла, чтобы родиться в жанре nature morte на полотнах европейских живописцев-потомков. Впрочем, до этого еще пройдет много времени…
Я не навязываюсь, просто думаю, что проблема собственно римского натюрморта стоит глубже вопроса станковых картин… хотя это выглядит вычурно, мне просто нравится идея блога.. поэтому и пишу весь этот бред…да и написано здорово..
• Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Пер. с лат., пред. и прим. Г.А. Тароняна. М., 1994.
• Филострат (Старший и Младший). Картины. Каллистрат. Статуи. Примечания, перевод и введение С.П. Кондратьева. М., 1936. (и др. издания)
• Античные мыслители об искусстве. Под ред. В.Ф. Асмуса. М., 1938.
• Античные поэты об искусстве. М., 1937 (СПб., 1996).
• Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1970.
• Искусство Этрусков и Древнего Рима. Авторы текста Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. М., 1982 («Памятники мирового искусства»).
• Andreae B. The Art of Rome. N.Y.: Abrams, 1977.
• Strong D. Roman Art. New Haven and London, 1995 («Pelican History of Art»). (и другие издания).
• Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство. Книга для учащихся. М., 1996 (только архитектура и искусство эпохи Августа).
• Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1921.
• Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966.
• Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт. Л.-М., 1966.
вычурно выглядит список литературы и мои комменты, в смысле. представленный скорее для заитересовавшихся..нда
Спасибо за список литературы. Если будет желание, напишите, как Вы понимаете проблему натюрморта во времена античности.