Стул ван Гога и кресло Гогена.

Стул ван Гога и кресло Гогена.

Винсент ван Гог. Стул и трубка. 1888, х.,м., 91.8 ? 73. Лондонская национальная галерея.

Винсент ван Гог. Стул ван Гога. 1888, х.,м., 91.8 ? 73. Лондонская национальная галерея.

Винсент ван Гог. Стул Поля Гогена. 1888, 90,5 ? 72,5 см, х.,м., Музей ван Гога, Амстердам.

Винсент ван Гог. Кресло Поля Гогена. 1888, 90,5 ? 72,5 см, х.,м., Музей ван Гога, Амстердам.

То ли натюрморт, то ли интерьер… На этих картинах ван Гог представил стул и кресло — как главного героя картины — в центре пространства, почти в центре вселенной.

«Стул – самый нужный, самый важный (и функционально, и образно) предмет мебели, самый домашний предмет, самый интерьерообразующий»?. Можно добавить, что стул – самый «человеком-образуемый» предмет мебели, потому что все части человеческого тела задействуют детали этого предмета. Стул предоставляет человеку опору и удобство, и хотя вариантов дизайна этого предмета мебели – великое множество (кресло, табурет), все равно, основа его конструкции остается неизменной: ножки, сиденье, спинка, (в пределах которых обычно помещается один человек) – соответствуя неизменным частям тела. В контексте размышлений И.Даниловой о тотемизации и мифологизации стула в искусстве XX века, когда этот вид мебели становится как бы знаковой подменой человека. Но, как мы видим, подобный процесс начался еще раньше, а именно в still life ван Гога в конце  XIX века.

А вот здесь символизм не социально-культурный, а личный, проглядывающий сквозь призму истории создания этих парных натюрмортов. В декабре 1882 г. Винсент пишет брату?, что его внимание привлек рисунок Льюка Филдса «Пустой стул». Льюк Филдс, иллюстратор произведений Диккенса, в день смерти писателя вошел в его комнату и увидел там его пустой стул. Такова была история этого рисунка. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. «О, эти пустые стулья! — горестно восклицает он. — Их и теперь уже много, а будет еще больше: рано или поздно на месте Херкомера, Льюка Филдса… и пр. останутся лишь пустые стулья».

Через шесть лет, в декабре 1888 г., Винсент, по-видимому, вновь вспомнил этот рисунок и создал «Кресло Гогена» и «Стул ван Гога». Таким образом, хотя содержание этих произведений иное, чем рисунка Филдса, нетрудно заметить, что сама идея через изображение стула, этого «пустого места», создать емкий художественный образ, пришла от виденного Винсентом шесть лет назад рисунка. Письмо Винсента к Орье проливает дополнительный свет на замысел «Кресла Гогена»: «За несколько дней до того, как мы расстались и болезнь вынудила меня лечь в больницу, я пытался написать «его пустое место».

Стул как место человека. Неживое как символ живого, но ушедшего. След, оставленный в материальном мире…

?Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб, 2005 Стр. 256

? Ван Гог. Письма. М.-Л., Искусство, 1966

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *