Эндрю Уайет. День сурка, 1959 год

Эндрю Уайет. День сурка, 1959 год
Эндрю Уайет. День сурка, 1959 год

Февраль – последний зимний месяц, стремительно летит к своему завершению. Сегодня я слышала звонкое пиликанье синицы, и хотя впереди нас ждет еще непредсказуемый марток, но все равно, душа уже ждет весеннего солнышка. А, например, в США 2 февраля считают «днем начала весны». Существует поверье, что, если этот день выдастся солнечным и сурок, выйдя из норы после спячки, увидит свою тень и, испугавшись, юркнет обратно, то зима продержится еще ровно 6 недель. 2 февраля прошло, увидел ли сурок свою тень нам неизвестно, а все это я рассказываю к тому, чтобы познакомить вас с американским художником Эндрю Уайетом (Andrew Newell Wyeth) и его картиной «День сурка».
Не знаю, можно ли, рассматривая этот натюрморт, говорить о символе рутинного однообразия ежедневной жизни (все помнят фильм «День сурка»), все-таки эта картина написана в 1959 году, а фильм снят гораздо позже. Художник мог просто изобразить 2 февраля 1959 года или символ 2 февраля, а мне показалось более интересным рассмотреть эскизы Уайета к этой картине. А их, как ни странно, не малое количество!
Последовательность их создания мне неизвестна, но можно предположить:

Здесь художник выясняет расположение фигур в пространстве. Пропорции, мотив окна, стен уже ясно прорисовываются.

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

Этот вариант показывает поиски с форматом картины — вертикальный или горизонтальный? Пространство комнаты расширяется, появляется еще одно окно справа.

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

На мой взгляд этот эскиз передает настроение всей работы — ожидание, предчувствие, пробуждение, еще застылость и инертность.

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

Спящая собака, пространство, оставленное для фигуры женщины, но важен пейзаж за окном — в этом эскизе он найден и, немного изменившись, останется в картине.

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

Здесь мы видим пространство первого плана. Еще нет стола, уже нет фигур, только комната и окно. Ну и конечно, самые главные герои — свет, тень, воздух.

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

А вот наконец, появляется стол с натюрмортом. Именно он займет место женщины и собаки перед окном. Такая вот победа nature morte над живыми героями…

Эндрю Уайет. День сурка, эскиз
Эндрю Уайет. День сурка, эскиз

Эта небольшая подборка эскизов рассказывает нам о долгих поисках художника прежде чем он увидит, почувствует, осознает и убедится в  точности и законченности своих поисков.
Да, такой вот долгий путь к изображению обычного дня сурка… Хотя, как сказать — для Эндрю Уайета в этом году обычное 2 февраля не наступило, он прошел свой путь и ушел из жизни 16 января 2009 года.

Эндрю Уайет. День сурка, 1959 год: 7 комментариев

  1. Оль, я вот подумала, а то, что рассматривание картины рождает желание «домыслить» ее сюжет (для кого приборы поставлены, почему он спиной к окну должен сидеть и т.д.) — это, наверное, признак непрофессионального восприятия живописи, да?

    P.S. В какой-то степени я пополнила этим комментом ряд спаммеров 🙂 Добро пожаловать ко мне на сайт!

  2. Привет! Ты забыла ссылку дать, так что я это сделаю за тебя: http://vibor-knig.my1.ru Добро пожаловать на новый интересный ресурс! Поздравляю автора с открытием!
    А относительно картин — все нормально, просто анализировать искусство можно по-разному, приходить к разным рассуждениям и выводам — это тоже творчество! То, что ты описала (для кого приборы, кто должен сидеть) — я тоже очень люблю делать, просто все в одном посте не напишешь, иначе это уже курсовая будет )))

  3. Оля! Разъясни мне, пожалуйста, про так называемых спаммеров: зачем ты удаляешь все комментарии к своим постам?! Разве для тебя не важно знать, что думают о твоем проекте не только твои знакомые, но и совсем незнакомые тебе люди? Люди делятся своими впечатлениями, дают советы… Разве это плохо? Если твой блог читают, так это же замечательно!!! Дай людям возможность вести обсуждение твоих постов! Что здесь плохого? И еще одно: когда люди заходят в твой блог им приятно видеть, что то, что понравилось им, заинтересовало еще кого-то. Кто-то даже может обидеться, что его мнение для тебя, как для админа, неважно…
    По-моему, блог — это не только посты, но и те реакции, которые за ними следуют.

  4. Саша, отвечаю на твой коммент о спамме. Дело в том, что эти сообщения рассылаются автоматически специальными программами по сотням разных ресурсов, заходят на мой блог не люди, а машины! Я каждый день удаляю 20-30 комментов одинакового содержания типа -офигеть как интересно! или «все знали, только я не знал!» или «Ушел много думать». Эти фразы не отражают истинные эмоции или мысли людей. Это делается для раскрутки спаммерского сайта, уровень которого повышается, если на него есть много ссылок с ресурсов с хорошими показателями (как этот блог). Все это в свою очередь делается для зарабатывания денег. И все было бы ничего, да только за огромное количество внешних ссылок блог о натюрмортах могут заткнуть на 300000 (или еще дальше место) по выдаче в яндексе по слову «натюрморт» или вообще забанить. И вот тогда на этот ресурс никто не зайдет кроме знакомых.
    Если человек оставляет коммент по теме и дает ссылку, то он остается — значит статью прочитали, поняли и высказали мнение — такие примеры есть.

  5. Картина прекрасна как своим ракурсом, так и неубиваемым оптимизмом в светлое будущее!
    Эндрю и не знал, с какой точностью он передал атмосферу убожества и безысходности на данный момент коммуналлной квартиры на 1-ом этаже и её обитателей в нашей бедной России! Очень оптимистично выглядит собака, которая видит сон о колбасе… Да и бабушка, которая в дрёме размышляет о повышении пенсии… А нож! Им ещё не раз можно резать торты и намазывать толстым слоем черную икру…Не буду останавливаться на остальных предметах сервировки, но очень оптимистично..!!! Так и хочеться во весь голос крикнуть:»Эй ВЫ мы ещё живы !!!» Большое спасибо за эстетический компле!!!

Добавить комментарий