Зинаида Серебрякова. Натюрморт со спаржей и земляникой.

Зинаида Серебрякова. Натюрморт со спаржей и земляникой, 1932
Зинаида Серебрякова. Натюрморт со спаржей и земляникой, 1932

Зинаида Серебрякова — удивительно талантливый художник, чье творчество мне было всегда близко и понятно. Она сочетала в себе талант мастера монументальной живописи с умением изобразить уютные сцены семейного круга. Некоторые сюжеты ее работ — мир детей, кухонные натюрморты, сцены «за туалетом» формулируют, на мой взгляд, понятие счастья у домашнего очага. Несмотря на очень непростую жизнь, на испытания бедностью, войной, потерей любимого мужа, Серебрякова в своих картинах донесла мудрую формулу счастья, как говорит, моя подруга (без сомнения, очень мудрая женщина) — житейскую философию. Да, именно так — расчесываясь по утрам и глядя на себя в зеркало, можно на минутку вдруг перестать думать, строить планы на будущее, спорить с самой собой, или с воображаемым начальником, который в реальности, возможно, и не собирается с тобой спорить… Замереть на мгновение и просто посмотреть в зеркало — полюбоваться своей молодостью или зрелостью, красотой (здесь без вариантов), добротой или азартом в глазах. Вместо привычного перечисления через запятую своих потерь и неудач, не правда ли лучше порадоваться наличию свежей спаржи, щедрой клубники, изобильного хлеба на кухонном столе, а потом создать какой-нибудь кулинарный шедевр и удивить близких?.. Не могу знать точно, рассуждала ли, чувствовала ли именно так Зинаида Серебрякова, создавая свои картины, в далекие довоенные годы XX века. Но ведь художнику совершенно необязательно осознанно вкладывать смысл сверхидеи в свои работы, можно просто творить как дышать.
Представленный сегодня натюрморт со спаржей и земляникой передает интересный оптический эффект. Приглядитесь — ведь этого не может быть в реальности! Часть предметов мы видим фронтально, а часть сверху. Таким образом, создается впечатление, будто пространство разворачивается перед нами динамически, мы ощущаем движение артишоков, их перекатывающийся объем и фактуру гладкой шкурки. Горка из клубники — это оптическая иллюзия, ее вершина ведет нас не верх, а прямо — к спелым грушам с румяными бочками.
Посмотрев еще несколько натюрмортов Серебряковой, можно заметить, что подобные эксперименты с нереальной перспективой, с пространством и ракурсами не редки. Хотя сами предметы, их форма и фактура всегда изображены точно и реалистично.
Но в сущности, что такое реальность? И где критерий оценки реальности? Реальность в том, чтобы понимать красоту этого мира, наслаждаться изобилием природы, радоваться своим детям, а иногда, глянув в зеркало, просто посмотреть на свое отражение, еще раз убедившись в собственной неповторимости.

Добавить комментарий