Веду я блог вот уже 2 месяца, а обратной связи от Вас, дорогие читатели, почти нет. И я решила — если гора не идет к Магомету, то… Ну, Вы поняли. Да, я пошла сама к человеку, которому могло бы быть интересно и почитать мой блог, и дать профессиональный комментарий по теме натюрморта и искусства вообще. Получилась увлекательная беседа! И я решила (не загадывая, конечно) продолжать подобные интервью с интересными людьми для блога о натюрмортах.
Итак, знакомьтесь – Вадим Алексеевич Глущенков, преподаватель детской художественной школы г. Тулы, дизайнер.
Про искусство и искусствоведов
— Как Вам идея моего блога?
— Хм, ну неплохо… Во всяком случае, кое-что интересно, только вот почему искусствоведы всегда что-то выдумывают?..
— Что же мы выдумываем?!
— Какие-то трактовки, скрытые символы, подтексты, истории. Петров-Водкин мог совершенно случайно написать натюрморт «Селедка» безо всяких сверхидей, просто, потому что на столе лежала селедка (обедать он собирался), а в углу завалялась картошка, еще что-то… Или вот Эшер. Гравюра с рептилиями вовсе не о воскрешении или смерти, он просто решал математическую задачу на плоскости.
— Возможно и так. Но картина, выходя из-под рук художника, начинает жить своей жизнью, и судьба ее подчас непредсказуема. И трактовка тоже.
— Да, как судьба «Черного квадрата» Малевича. Не придумали бы искусствоведы аналогию с иконой в красном углу, не видать бы Малевичу славы.
— Нужен скандал, сказка, вербальное оформление, не так ли?
— В общем да. Пиар был, есть и будет нужен всегда!
Натюрморт и интерьер
— Насколько картина в жанре натюрморта востребована сегодня, например, для оформления комнаты?
— Натюрморт идеален! Он может быть кульминационной точкой или дополнением к декору. Это может быть одно большое полотно на стене или несколько картин средних размеров. Он отлично вписывается в интерьер зала, гостиной, кухни, ну, может, только кроме спальни. Хотя, натюрморт с цветами подойдет и для спальни.
— В каком стиле должен быть исполнен натюрморт для интерьера?
— Конечно, в декоративном. Реалистический натюрморт начнет диктовать свою эстетику. Ему сложно, а подчас и невозможно сменить раму, для него трудно подобрать место. Весь интерьер будет строиться вокруг него. С декоративным натюрмортом эти проблемы решаются. Захотим мы сменить шторы, обивку дивана, или обновить цвет стен — в соответствии с колористическими изменениями комнаты, мы можем сменить и раму картины. И тот же натюрморт в новом обрамлении вновь подойдет к интерьеру.
— Утилитарные функции…
— Да, удобно, практично, утилитарно – важные факторы в нашем изменчивом мире. А потом, все ведь понимают, что ради натюрморта ты диван менять не будешь. А вот ради нового дивана можно и новый натюрморт приобрести, и тогда опять лучше выбрать что-то декоративное, потому что реалистическая картина и стоит дороже.
Воспитание художественного вкуса
— В художественной школе вы часто даете задание детям – изобразить натюрморт?
— У нас все обучение строится на рисовании натюрмортов. Этот жанр очень хорош для воспитания юных художников, здесь можно совершенствоваться в композиции, в рисунке, в передаче цвета, фактуры материала и т.д.
— Интересно, а задачи в разных классах как-то меняются, усложняются?
— Конечно. Первый этап – это учебное построение, здесь нужно правильно построить формы, разместить предметы в пространстве, соотнести цвета, наметить свет и тень. На втором этапе уже можно говорить о передаче фактуры вещей, о сходстве и различии материалов. Третий этап посвящен более углубленному изучению композиции, выяснению внутренних взаимосвязей между предметами, построению кульминации – то есть какой предмет вырывается из целого, что главное, что детали.
— А на четвертом этапе, видимо, начинается самовыражение?
— Да, когда есть мастерство, можно говорить о каком-то индивидуальном стиле ученика, манере, о собственном понимании.
— Долгий путь к совершенству.
— Я бы даже сказал, бесконечный…
А сейчас Вы можете ознакомиться с натюрмортами учеников Вадима Алексеевича. Мы могли нечаянно перепутать авторство работ, и если юные художники, зайдя к нам на блог, увидят эти ошибки, пусть оставят комментарии!
Молодец, Оль! чем разнообразней блог — тем лучше!
Спасибо! Мне приятно, что ты следишь за блогом и не ленишься оставлять комментарии. Буду стараться.
Очень интересная беседа у вас получилась с Вадимом Алексеевичем ! Еще мне понравились некоторые работы его учеников ! Хотелось бы узнать поподробней в какой техники работают Абидарова Настя и Артемова Маша ! Спасибо!
Учась на искусствоведчесом, я нашла блаженных искусствоведов, искусствоведов-художников, художников, ученых людей и даже анти-искусствоведов.. Вопрос. зачем нужен искусствовед? (не для пиара же?) или..?
Просто интересно, как на это смотрят…
Искусствовед — это, мой взгляд, профессия, позволяющая работать в разных сферах: можно быть журналистом, куратором, ученым, преподавателем… И в сфере пиара тоже можно работать. Почему нет? Кому что ближе.