Сабит Нуримов. Натюрморты

Сабит Нуримов. Коллекция кувшинов.
Сабит Нуримов. Коллекция кувшинов.

Представьте, что вы попали на восточный базар. Пестрая, шумная толпа, изобилие, бесконечный торг, аромат пряностей и фруктов, кричащие яркие краски, которые будто впитали в себя плавящийся от жары воздух и беспощадное солнце. И вдруг вы видите удивительный предмет, лишенный уже привычных глазу насыщенных красок, ваш взгляд приковывает металл, воплощенный в изящной форме кувшина. Как песня акына раздается по бескрайним степям Азии, так вьется по телу кувшина замысловатый орнамент. Восточный кувшин гибок, словно изящная молодая девушка и крепок, как оружие война. Он создавался на века, чтобы служить многим поколениям, а потому прочность, удобство и красота – его основные достоинства.
К чему эта ода восточному кувшину? И зачем я вас отвела на восточный базар? Чтобы вы прониклись волшебством атмосферы и ощутили аромат родины предметов, изображенных на этих натюрмортах. Автор представленных сегодня картин – художник Сабит Нуримов.

Сабит Нуримов.
Сабит Нуримов.

Сабит – выпускник Академии Художеств им. Репина (мастерская профессора В.А. Ветрогонского), член союза художников России, профессор живописи в Санкт-Петербургском университете технологии и дизайна.
К этому послужному списку добавлю от себя: Сабит оказался удивительно открытым, светлым человеком и радушным хозяином, гостеприимно встретившим нас в своей мастерской.
— Ваш любимый жанр – натюрморты?
— Не только. Я люблю пейзаж, и особенно — портрет. Вот, например, акварельная серия портретов друзей – моя дипломная работа.
— Тут много цитат, обращений к старинной живописи…
— Конечно, и это продуманная работа. Например, традиция написания портрета в нише или занавеска, будто закрывающая от нас часть образа, символика вещей.
— Кстати, о символике. А есть ли она в ваших натюрмортах?
— Нет. Меня привлекает форма, осязаемость предмета, фактура, освещение, краски патины, копоть, налет древности. Смотрите, вот эти кувшины даже не очищены, так они сохраняют для меня свою естественность, в таком виде они продолжают жить, передавая нам традиции тех людей, которым они служили.

Сабит Нуримов. Летний натюрморт.
Сабит Нуримов. Летний натюрморт.
Сабит Нуримов. Натюрморт с зеленой тарелкой..
Сабит Нуримов. Натюрморт с зеленой тарелкой.

Сабит Нуримов. Натюрморт с грушами.
Сабит Нуримов. Натюрморт с грушами.
Сабит Нуримов. Натюрморт.
Сабит Нуримов. Натюрморт.

— А как давно начала формироваться ваша коллекция и почему именно кувшин?
— Не только кувшин! Смотрите, вот голландский рёмер, и голландский же кувшинчик, вот коллекция восточных блюд – керамических и из металла. Видите, какое потрясающее сочетание цветов в глазури? Они тоже переданы в натюрмортах.
Сабит может рассказывать о своей коллекции бесконечно. О предназначениях предмета, о странностях и особенностях его формы (крышки, дна, носика). Эта любовь к предмету выражена и в картинах. Через его натюрморты мы ощущаем тепло или холод вещи, ее ребристую или гладкую поверхность, мы можем почувствовать прозрачный воздух и глубину пространства.
— Я вижу на стене копию натюрморта Кальфа. Когда она была написана?
— В студенческие годы мы копировали много картин в Эрмитаже. Копирование полотен старинных европейских мастеров мне многое дало. Только так начинаешь понимать технику, малейшие детали, тонкости в передачи света и колорита. Это потрясающая школа!

Разговор наш плавно подходит к концу, уже вечер, но удивительно щедрое июльское солнце ярко освещает картины, коллекцию кувшинов и блюд, засушенные тыквы, ракушки… Я ловлю себя на мысли, что иногда теряюсь в лабиринтах этих натюрмортов и реальных вещей. Будто проваливаясь в окна иного измерения, созданного на плоской поверхности картины, начинаю слышать не звуки шумного города, доносящиеся из раскрытого окна, а совсем иное: плеск воды в арыке, гомон восточного базара и отдаленный крик муэдзина.

P.S. Если Вы захотите приобрести работы  Сабита Нуримова, обращайтесь по адресу olga@onaturmorte.ru

Добавить комментарий