Содержание советского изобразительного искусства 50-х годов XX века было основано на идеологической системе строительства коммунизма. Вожди, счастливое будущее, стройки, индустриальные пейзажи, партийные съезды — эти сюжеты были одобрены властью, а значит имели право на существование. Зависимость искусства от идеологической линии, установленной партией, продолжалась многие годы, и это привело к интересным явлениям в искусстве, например, в развитии жанра.
Думаю, что всем известны такие работы Александра Михайловича Герасимова, как «Ленин на трибуне», «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», «Гимн Октябрю». В этих картинах есть как черты исторического жанра, отражающего реальные события прошлого, так и признаки мифа, передающего идеальные образы вождя и народа, архетипы демиурга и его творений. Герасимов был любимым художником Сталина, занимал высокие посты, получал награды, и, как следствие — стал неугоден в период хрущевской оттепели, его работы были удалены из музейных экспозиций.
Но наряду с картинами, ангажированными властью, есть у Герасимова прекрасные пейзажи и натюрморты, где он раскрывается как мастер колорита, поэт природы. Особенно привлекают внимание его цветочные натюрморты. «Из всех цветов, — говорил Александр Михайлович, — я больше всего люблю розы, пионы и полевые цветы». Полевые цветы, чья свежесть так мимолетна, сияют с полотен Герасимова неугасимым светом радости лета. Думаю, что эти цветочные симфонии особенно актуальны для зрителя сейчас, в пору цветения незабудок и ромашек. Мне кажется, для Александра Герасимова жанр пейзажа и натюрморта был чистым уголком вдохновения, свободным от рамок политики, а значит — вечным.