О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
В. Соловьев «Ex oriente lux»
Русское искусство, сформировавшееся на рубеже 19 и 20 веков, отличается разнообразием творческих поисков. Молодые художники нового поколения объединялись в группы — «Бубновый валет», «Голубая роза», «Мир искусства». Отрицая как традиции академической школы, так и реализм 19 века, они искали новые формы, новую выразительность. Но появление самобытного и разнообразного художественного языка не могло основываться только на отрицании, конечно, художники принимали традиции прошлого. Это было обращение к национальным истокам — художественному наследию Древней Руси, восприятие и переосмысление античного искусства, также имели большое влияние традиции Востока. И именно восточная культура, быт, поэзия привлекали многих художников в период 1900-1910 годов — Добужинского, Бакста, Серебрякову, Врубеля, Бенуа, Серова. В творчестве Павла Кузнецова восточные мотивы приобрели основополагающее значение. Здесь вряд ли можно говорить о стилизации, скорее природа этого явления — искреннее восприятие мировоззрения восточного человека, проникновение в традиции, образ жизни, темп, приобщение к быту. Павел Кузнецов неоднократно ездил в заволжские степи, посетил Бухару и Самарканд. В его творческом наследии — многочисленные пейзажи степей и изображение азиатского быта, но так же есть и натюрморты.
Рассматриваемые сегодня натюрморты («Натюрморт с сюзане» и «Натюрморт. Утро») — объединены общей схемой формирования пространства, представленным ракурсом предметов и системой перспективы. Сюзане — это вышитые полотна с характерными узорами: розетками, цветочными мотивами, изображениями птиц и древних магических символов. Силуэты посуды, фруктов сливаются с линиями восточных узоров, создавая причудливые арабески.
Натюрморт «Утро» проникнут поэзией голубого утра с первыми проблесками зари, в этой картине великолепно передано пространство, прохладный утренний воздух, сопоставление объемного первого плана с плоскостной далью. Кроме восточных влияний в этих натюрмортах явно прослеживаются впечатления французской живописью, в частности, творчеством Матисса. В художественной Вселенной Павла Кузнецова Восток и Запад существуют мирно, созидая утонченное поэтическое целое.