Закончилась золотая осень. Сегодня утром шел первый снег. Падая на землю, он тут же таял, это была робкая попытка природы нарисовать новое время года – не коричневое, зеленое, или золотисто-желтое, а белое. Время забвения и отдыха, время обдумывания и наблюдения — грядет философская зима. Но на календаре еще ноябрь и я хочу успеть поблагодарить любимую мной осень за богатые дары пестрых кленовых листьев, за солнце, за рябину и виноград, за арбузы и кукурузу, за щедрый урожай встреч, мыслей, открытий… А потому сегодня представляю Вам натюрморт Мартироса Сарьяна – зрелые фрукты.
Картины Сарьяна всегда удивляли меня своим сочным, ярким колоритом. Это гимн солнцу — цветы, фрукты, улицы, горы впитали его жаркую силу и даже сквозь репродукции мы ощущаем их тепло.
Мартирос Сарьян родился в 1880 году в Новой Нахичевани (теперь район Ростова-на-Дону), закончил МУЖВЗ в мастерской Серова и Коровина. Но свой собственный стиль, свой неповторимый колорит он нашел, вернувшись на родину, в Армению. Вот так он сам писал об этом открытии: «Увиденное производило огромное впечатление. Но полученные мною за годы учебы знания были бессильны отразить его, оно требовало нового языка. Новых решений… Необходимо было побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужой».
Сарьян много работал в жанре натюрморта. Как правило, это цветы и фрукты, иногда посуда. Несмотря на ограниченность сюжетов, все натюрморты разные – от строгих лаконичных почти геометрических форм фруктов до реалистичных изображений многообразия цветов. Вот еще одна цитата, раскрывающая отношение Сарьяна к изображаемой натуре – природе (путешествуя в горном селе на юге Армении): «Великолепны были творения величайшего художника – природы, чьей могучей рукой созданы устремления ввысь, обнаженные пестрые скалы, бирюзовая зелень и пышные цветы на покрытых кустарником и лесом горных склонах. Одна картина сменялась другой, все очаровательнее и волшебнее, словно природа устроила здесь живую выставку талантливых пейзажей… Я находился с глазу на глаз с природой, которая была мне бесконечно дорога, как родная мать и как лучший учитель».
Я специально выбрала именно этот натюрморт-пейзаж, хотя у Сарьяна довольно много натюрмортов, композиционно собранных на столе. Но, согласитесь, фрукты на фоне гор, обдуваемые горячим ветром, нагретые и напитанные солнцем – это же совершенно другое настроение! Яблоки, персики, айва, гранаты, груши — словно только что сорваны и катятся к нам, чтобы напитать и порадовать.
Дары осени бывают лишь раз в год. Насладитесь ими, запомните их, не пройдите мимо. Ведь на смену буйной осенней щедрости пришло, приходит, придет время зимнего созерцания и тишины. Но это уже совсем другой натюрморт…
P.S. Я решила поместить эту запись в рубрику «Русский натюрморт», хотя понимаю, что Сарьян — армянский художник . Но большую часть жизни он все-таки работал в СССР, так что из всех наших рубрик подходит только эта.