Мартирос Сарьян. Осенний натюрморт. Зрелые фрукты.

Мартирос Сарьян. Осенний натюрморт. Зрелые фрукты. 1961
Мартирос Сарьян. Осенний натюрморт. Зрелые фрукты. 1961

Закончилась золотая осень. Сегодня утром шел первый снег. Падая на землю, он тут же таял, это была робкая попытка природы нарисовать новое время года – не коричневое, зеленое, или золотисто-желтое, а белое. Время забвения и отдыха, время обдумывания и наблюдения — грядет философская зима. Но на календаре еще ноябрь и я хочу успеть поблагодарить любимую мной осень за богатые дары пестрых кленовых листьев, за солнце, за рябину и виноград, за арбузы и кукурузу, за щедрый урожай встреч, мыслей, открытий… А потому сегодня представляю Вам натюрморт Мартироса Сарьяна – зрелые фрукты.

Картины Сарьяна всегда удивляли меня своим сочным, ярким колоритом. Это гимн солнцу — цветы, фрукты, улицы, горы впитали его жаркую силу и даже сквозь репродукции мы ощущаем их тепло.
Мартирос Сарьян родился в 1880 году в Новой Нахичевани (теперь район Ростова-на-Дону), закончил МУЖВЗ в мастерской Серова и Коровина. Но свой собственный стиль, свой неповторимый колорит он нашел, вернувшись на родину, в Армению. Вот так он сам писал об этом открытии: «Увиденное производило огромное впечатление. Но полученные мною за годы учебы знания были бессильны отразить его, оно требовало нового языка. Новых решений… Необходимо было побороть в себе школу, серую и навязчивую, и найти свою собственную технику, не пользуясь чужой».
Сарьян много работал в жанре натюрморта. Как правило, это цветы и фрукты, иногда посуда. Несмотря на ограниченность сюжетов, все натюрморты разные – от строгих лаконичных почти геометрических форм фруктов до реалистичных изображений многообразия цветов. Вот еще одна цитата, раскрывающая отношение Сарьяна к изображаемой натуре – природе (путешествуя в горном селе на юге Армении): «Великолепны были творения величайшего художника – природы, чьей могучей рукой созданы устремления ввысь, обнаженные пестрые скалы, бирюзовая зелень и пышные цветы на покрытых кустарником и лесом горных склонах. Одна картина сменялась другой, все очаровательнее и волшебнее, словно природа устроила здесь живую выставку талантливых пейзажей… Я находился с глазу на глаз с природой, которая была мне бесконечно дорога, как родная мать и как лучший учитель».
Я специально выбрала именно этот натюрморт-пейзаж, хотя у Сарьяна довольно много натюрмортов, композиционно собранных на столе. Но, согласитесь, фрукты на фоне гор, обдуваемые горячим ветром, нагретые и напитанные солнцем – это же совершенно другое настроение! Яблоки, персики, айва, гранаты, груши — словно только что сорваны и катятся к нам, чтобы напитать и порадовать.
Дары осени бывают лишь раз в год. Насладитесь ими, запомните их, не пройдите мимо. Ведь на смену буйной осенней щедрости пришло, приходит, придет время зимнего созерцания и тишины. Но это уже совсем другой натюрморт…

P.S.  Я решила поместить эту запись в рубрику «Русский натюрморт», хотя понимаю, что Сарьян — армянский художник . Но большую часть жизни он все-таки работал в СССР, так что из всех наших рубрик подходит только эта.

Добавить комментарий