Изучение голландского цветочного натюрморта XVII века иногда напоминает изучение траектории узлов и переплетений мандал или кружев. Вроде бы имена художников неизвестные, а начнешь уточнять биографию — обязательно выяснится уже знакомый круг коллег, учителей, или семейных уз. Так же получилось и в этот раз: нежные цветочные натюрморты Алиды Витос (Alida Withoos) привели к натюрмортам в стиле vanitas от ее отца — Матиаса (Matthias Withoos, Calzetta Bianca, Calzetti), а там цепочкой всплыли имена художников, о которых я писала раньше.
Матиас родился в городе Амерсфорт, провинции Утрехт, в 1627 году. В 1648 году Матиас отправился в Италию, где жил до 1653 года. Его покровителем был сам кардинал Леопольд де Медичи — меценат, эрудит, коллекционер. Помимо художественных пристрастий, кардинал экспериментировал с телескопическими объективами и всевозможными научными приборами — что, как мне кажется, не могло не повлиять на творческий метод опекаемых им художников. Даже в небольшом и мистическом пейзаже Матиаса видно использование необычного ракурса и виртуозное воспроизведение перспективы. И кроме того, Матиас создавал вот такие панорамные виды городов, где, как мне кажется, без специальной вспомогательной оптики не обошлось.
И про итальянские влияния в творчестве Матиаса тоже надо упомянуть, взять хотя бы этот птичий концерт:
Матиас учился в художественной школе Якоба ван Кампена — знаменитого художника и архитектора Голландии того времени. Ещё одним наставником Матиаса был художник Отто Марсеус ван Скрик (Otto Marseus van Schrieck, 1619-1678), который долгое время работал при дворе итальянского герцога Фердинанда II Медичи. Отто Марсеус писал натюрморты с цветами и рептилиями и (ещё не потеряли путеводную нить?) был дружен со знаменитым Виллемом ван Алстом (Willem van Aelst) — мастером барочного натюрморта и учителем Рахель Рюйш, о которой как-то упоминалось в контексте анатомических натюрмортов её отца — Фредерика Рюйша!
Одним из знаменитых учеников Матиаса Витоса был пейзажист Гаспар ван Виттель (Gaspar van Wittel (1656–1736), который продолжил линию архитектурных панорам:
А теперь вернемся к Алиде Витос (1661/1662 – 1730)- дочери и ученице Матиаса, которая продолжила его натюрмортные поиски. Будучи художником второй половины XVII и начала XVIII века, Алида работала в жанре ботанических рисунков, в чем весьма преуспела. Новизна композиций станковых цветочных still life была уж почти исчерпана ее предшественники, художниками середины XVII века. Алида фиксировала изображения растений, привозимых из Ост-Индских компаний, составляла каталоги рисунков для ботаничесокого сада Амстердама. Алида была знакома со своей современницей, знаменитой Сибиллой фон Мериан, коллекция ботанических рисунков которой находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Похоже, что формируется правило: незнакомые имена художников-натюрмортистов того периода всегда связаны с уже знакомыми или известными.
натюрморты меня просто завораживают. Создается ощущение, что вещи живут сами по себе, без участия человека, хотя человек же их и создал. И кроме самих предметов в лучших натюрмортах (особенно у старых мастеров) всегда ощущается присутствие еще чего-то, нематериального, но точно имеющего отношение к нашему миру. Может это труд самого человека, вложенный и в изготовление и в изображение вещей?
или это овеществленная душа человека в предметах?