Вообще-то, из всех периодов, стран и направлений я больше всего люблю натюрморты голландцев XVII века. У меня к их картинам какая-то непонятная привязанность, может, это «привет» из прошлой жизни…
Но, знакомясь ближе с другими странами и эпохами, я открываю для себя много нового и интересного. Думала сделать статью о Сезанне – невероятно знаменитом и талантливом создателе still life, но читая его биографию, выяснила, что учителем и наставником Сезанна был Камиль Писсарро. Этот бородатый старец, не расстающийся со своей трубкой «пейзажиста» тоже писал натюрморты. Вот в этот, с перцами, я влюбилась! И решила, раз так сложилось, пусть Сезанн уступит сегодня место Писсарро.
В этом натюрморте мы видим классическую композицию «пирамиды», чуть сдвинутой от центра – использование этой компоновки предметов в бесконечном множестве вариантов воспроизведено у голландцев. Но Писсарро вводит свой натюрморт в пространство интерьера – мы видим угол пестрой стены, цветастый ковер, в отличие от голландского «веще-центризма», здесь, в мире impression, солирует среда – свет, воздух, атмосфера. Интересен еще подбор предметов: по-осеннему спелые перцы, бутылка вина, и вроде как сахарница, если я не ошибаюсь. Опять-таки, такой набор вещей для голландцев совершенно невозможен, потому что нефункционален. Но в мире импрессионизма другая логика – цветовая и фактурная: глянцевый перец, гладкая поверхность сахарницы, и такое же горлышко бутылки, тут же шершавая плетенка, окутывающая бутылку, сахарницу – перекликается с деревом стола. Колорит, передача световоздушной среды, блики, аккорд зеленого и красного, дымка серо-голубого – это совершенно неповторимые особенности стиля Писсарро. Все очень логично.
Я неслучайно сравниваю этот натюрморт Писсарро 1899 года с натюрмортами «малых голландцев» далекого XVII века. Импрессионисты любили использовать старинную форму, и, кстати, не только в живописи, но и в музыке. В качестве иллюстрации, предлагаю Вам послушать менуэт — 2 часть из сонатины Мориса Равеля для фортепиано (fis-moll) .
P.S. Возвращаясь к натюрморту: горлышко бутылки чуть наклонено, думаю, художник нам показал то самое вино «Blanc de Blanc» с интересной историей. Однажды король Людовик XIV заказал к обеду бутылку «Blanc de Blanc». Вино было отличным, только горлышко у бутылки почему-то оказалось кривоватым. Разгневанный король потребовал к себе производителя. На вопрос, как он мог допустить такую оплошность, сообразительный винодел ответил: «Бутылка склоняется перед блеском Вашего Величества!» С тех пор все вина от Жан-Поля Шене и его потомков выпускаются с таким вот наклоненным горлышком.