Нидерланды начала XVII века удивляют своей страстью к жизни. Только что страна пережила войну за независимость, разбой испанской инквизиции, зверства герцога Альбы. Но несмотря на это, молодое государство жило и развивалось, как нежеланный, но крепкий ребенок, не вовремя родившийся в семействе Европы. Расцвет искусств, поэзии, формирование общественных институтов, новой философии протестантизма — все это сделало Голландию сильным и уникальным в своем развитии государством.
Развитие свободного художественного рынка в начале XVII века создало благоприятные условия для обновления тем в изобразительном искусстве. Интересно, рассуждали ли деятели искусств в русле критики и сожаления, о том как измельчали темы, что вместо воображаемых возвышенных сюжетов художники обращаются к реальному бренному миру, как он есть, что вкус бюргеров-заказчиков далек от сохранения традиций и т.д. Так или иначе, новый уклад молодой страны потребовал новые формы изобразительного искусства. Среди прочего становится популярным цветочный натюрморт: букеты и гирлянды — в творчестве таких художников как Рулант Саверей (Roelant Savery 1576-1629), Якоб де Гейн (Jacob Jacques de Gheyn II 1565-1629), Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel de Oude 1568-1625), Амброзиус Босхарт Старший (Ambrosius Bosschaert de Oude 1573-1621). И сегодня я бы хотела остановиться подробнее на биографии и творчестве Руланта Саверея.
Рулант Саверей родился в Нидерландах в 1576 году, в 1612 году был приглашен императором Рудольфом II в Прагу, где работал в знаменитом кружке рудольфинцев. Император Священной Римской Империи Рудольф II принимал при своем дворе католиков и протестантов, изгнанных ученых и астрологов. Рудольфинский круг сформировался вокруг наук, искусств, астрологии и магии, император не скупился на коллекционирование удивительных вещиц. Кунсткамера Рудольфа II представляла внушительный список экспонатов: сосуды, кристаллы, минералы, руды, драгоценные камни, кораллы, изделия из бронзы и слоновой кости, перья колибри, чучела птиц, коллекция причудливых картин художника Арчимбольдо, а так же оранжереи с редкими растениями и райскими птицами редчайшего синего оперения.
Саверей также работал по заказам императора Рудольфа, изображая биологические курьезы. Известно, что пейзажные фоны его картин «Ноев ковчег», «Земной рай» были исполнены по зарисовкам с натуры . После смерти императора, в 1612 году он уехал в Голландию, где начал работать на заказ, исполняя картины разного формата, но приблизительно той же, природной тематики. Как видно, цветочные композиции Саверея построены по известной ранее схеме, которую использовал и Амброзиус Босхарт. Еще одним композиционным прототипом здесь могут стать гравюры художника Адриана Колларта (Adriaen Collaert), работавшего в Антверпене в 1587-1590 годах.
Свои цветы в вазе Колларт создавал как образцы для художников, ведь, как известно, к числу непременных принадлежностей художественных мастерских средних веков и раннего Возрождения относились книги образцов, содержащие рисунки-копии где-то виденных фигур, мотивов, композиционных схем. Эти рисунки стали кладовыми художественных традиций, наряду с прямым подражанием художников друг другу.
Надо отметить, что натюрморты Саверея гармоничнее по цвету, и более живописные, в сравнении со звездообразными, жесткими композициями букетов Босхарта того же периода. Возможно, эта особенность живописного метода в сочетании с реалистической точностью возникла в результате общения Саверея с лучшими художниками Европы того времени при императорском дворе. Цветы в интерпретации Саверея погружены в световоздушную среду, контуры их смягчены, пестрота колорита сгармонизирована за счет мягких переходов и светотени. При этом сохраняется схема букета в нише с чередующимися крупными и мелкими цветами и листьями. В дальнейшем творчестве Саверей продолжил развивать живописность и поэтичность жанра цветочного натюрморта.