onaturmorte.ru

Блог о натюрмортах

Июл

26

Семейно-дружеский круг мастеров цветочного натюрморта Голландии

admin

Изучение голландского цветочного натюрморта XVII века иногда напоминает изучение траектории узлов и переплетений мандал или кружев. Вроде бы имена художников неизвестные, а начнешь уточнять биографию - обязательно выяснится уже знакомый круг коллег, учителей, или семейных уз. Так же получилось и в этот раз: нежные цветочные натюрморты Алиды Уитхоос (Alida Withoos) привели к натюрмортам в стиле vanitas от ее отца - Матиаса ( Matthias Withoos, also known as Calzetta Bianca and Calzetti), а там цепочкой всплыли имена художников, о которых я писала раньше.

Натюрморт. Алида Уитхоос

Натюрморт. Алида Уитхоос

Матиас Уитхоос

Матиас Уитхоос. Ночью на кладбище 1694

Матиас родился в городе Амерсфорт, провинции Утрехт, в 1627 году. В 1648 году Матиас отправился в Италию, где жил до 1653 года. Его покровителем был сам кардинал Леопольд де Медичи - меценат, эрудит, коллекционер. Помимо художественных пристрастий, кардинал экспериментировал с телескопическими объективами и всевозможными научными приборами - что, как мне кажется, не могло не повлиять на творческий метод опекаемых им художников. Даже в небольшом и мистическом пейзаже Матиаса видно использование необычного ракурса и виртуозное воспроизведение перспективы. И кроме того, Матиас создавал вот такие панорамные виды городов, где, как мне кажется, без специальной вспомогательной оптики не обошлось.

Матиас Уитхоос. Вид города Амерсфорт

Матиас Уитхоос. Вид города Амерсфорт

И про итальянские влияния в творчестве Матиаса тоже надо упомянуть, взять хотя бы этот птичий концерт:

Матиус Уитхоос. Птичий концерт

Матиус Уитхоос. Птичий концерт

Матиас учился в художественной школе Якоба ван Кампена - знаменитого художника и архитектора Голландии того времени. Еще одним наставником Матиаса был художник Отто Марсеус ван Скрик (Otto Marseus van Schrieck, 1619-1678), который долгое время работал при дворе итальянского герцога Фердинанда II Медичи. Отто Марсеус писал натюрморты с цветами и рептилиями и (еще не потеряли путеводную нить?) был дружен со знаменитым Виллемом ван Алстом (Willem van Aelst) - мастером барочного натюрморта и учителем Рахель Рюйш, о которой как-то упоминалось в контексте анатомических натюрмортов ее отца - Фредерика Рюйша!

Виллем ван Алст. Цветы в серебряной вазе

Виллем ван Алст. Цветы в серебряной вазе

Одним из знаменитых учеников Матиаса Уитхооса был пейзажист Гаспар ван Виттель (Gaspar van Wittel (1656–1736), который продолжил линию архитектурных панорам:

Gaspar van Wittel (1656–1736)

Гаспар ван Виттель. Вид Неаполя

А теперь вернемся к Алиде Уитхоос ( 1661/1662 – 1730)- дочери и ученице Матиаса, которая продолжила его натюрмортные поиски. Будучи художником второй половины XVII и начала XVIII века, Алида работала в жанре ботанических рисунков, в чем весьма преуспела. Новизна композиций станковых цветочных still life была уж почти исчерпана ее предшественники, художниками середины XVII века. Алида фиксировала изображения растений, привозимых из Ост-Индских компаний, составляла каталоги рисунков для ботаничесокого сада Амстердама. Алида была знакома со своей современницей, знаменитой Сибиллой фон Мериан, коллекция ботанических рисунков которой находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. Похоже, что формируется правило: незнакомые имена художников-натюрмортистов того периода всегда связаны с уже знакомыми или известными.

Алида Уитхоос. Тюльпаны

Алида Уитхоос. Тюльпаны

Алида Уитхоос

Алида Уитхоос



Комментарии (2)

натюрморты меня просто завораживают. Создается ощущение, что вещи живут сами по себе, без участия человека, хотя человек же их и создал. И кроме самих предметов в лучших натюрмортах (особенно у старых мастеров) всегда ощущается присутствие еще чего-то, нематериального, но точно имеющего отношение к нашему миру. Может это труд самого человека, вложенный и в изготовление и в изображение вещей?

или это овеществленная душа человека в предметах?

Оставить комментарий

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *