onaturmorte.ru

Блог о натюрмортах

Июл

12

Немного о списках в живописи

admin

Тема списков и перечислений занимает отдельное интересное место в культуре человека: как составлялись списки, для чего, по какому принципу, как осуществлялся отбор предметов для списка - все это чрезвычайно интересно. Помимо текстовых списков, с давних пор существовали и живописные ряды перечислений. Одно из последних и наиболее полно иллюстрированных исследований на эту тему - это книга “Vertigo” Умберто Эко. Но, конечно, книга Эко не исчерпывает все причины и следствия, все особенности мышления людей разных эпох, отраженных в объединении предметов и понятий. Тема открыта к интерпретации и представляет прекрасный ресурс для искусствоведов, культурологов и социологов. Итак, несколько комментариев к спискам в живописи XXI века.

Для начала, составим небольшую ретроспективу и уточним детали. В качестве основного жанра, который работает как визуальная формула списка можно принять натюрморт. Есть ли еще что-то более абстрактное и в то же время идеалистичное, музыкальное и математичное в живописи? Возможно, эмблемы и аллегории… которые нередко являются частными случаями жанра натюрморта! Итак, Ян ван Кессель, голландский художник середины XVII века:

Ян ван Кессель. Натюрморт

Ян ван Кессель. Натюрморт

Ян ван Кессель

Ян ван Кессель

В его творчестве мы находим как традиционные натюрморты с едой и цветами (так называемые “Завтраки”) так и композиции, напоминающие ботанические и энтомологические рисунки: подробные и реалистичные, где ракурс предмета обозначен сверху и точка обзора меняется для разных предметов. Это список природных красот, объединенных свободной эстетической формулировкой и интересом к научному познанию мира. Это своего рода, барочный “бестиарий”, кунсткамера редкостей.

Далее, пропуская пару веков, где собрано множество удивительных примеров, обозначающих переходный момент от кунсткамеры - к научному списку, не говоря о Декарте и новой ньютоно-картезианской парадигме мышления, отраженной в жанре натюрморта, мы обращаемся к визуальной составляющей научного атласа XIX - начала XX веков. Данный список передает важное наблюдение о природе на примере отдельного объекта. Наблюдатель, то есть исследователь, теперь находится снаружи (в прямом и переносном смысле - смотрит сверху), а не внутри картины, как у Кесселя. Мир обрел рациональность, но, возможно, потерял целостность.

Орнитологическая иллюстрация, 1911 год

Иллюстрация из зоологического атласа, 1911 год

Любое визуальное воспроизведение, пусть даже и целиком прикладное, неразрывно оказывает влияние на художественные формулировки и наоборот. В эпоху барокко это было обусловлено эмблематическим мышлением, идеей божественного единого начала или, следуя терминологии Делёза, несмотря на складчастость - единством материи. В XX веке этот процесс может объясняться поиском новых форм выразительности, когда повседневное или специфическое по функции вдруг находит новый интересный образ в раме и на холсте, как например, в творчестве российского авангарда 80-х и 90-х годов XX века.

Так или иначе, формулировки научных атласов вдруг вновь входят в моду сюжетов натюрмортов. Вот такую экскурсию по миру флоры предлагает австрийская художница Соня Дановски. Этот ритмический ряд овощей слишком узнаваем и реалистичен, чтобы справляться с художественной нагрузкой картины, но одновременно, слишком выразителен, чтобы быть научным атласом. Интересный поворот, не правда ли?

Sonja Danowski. EXCURSION FLORA

Соня Дановски. EXCURSION FLORA

Sonja Danowski. EXCURSION FLORA

В XX веке родилось еще одно важное культурное явление, связанное с подобного рода визуальными списками. Речь идет о появлении дизайна. Обобщение и упрощение, и, в то же время, узнаваемость и эстетичность - вот он, новый и интересный результат арт-поисков. В качестве примера можно привести знаменитый маковый рисунок 1960-х годов финской художницы Майи Исола. Эти стилизованные маки стали визитной карточкой текстиля фирмы ИКЕЯ. И, возможно, их образ возник через натуралистичный рисунок в жанре натюрморта.

Маки. Майя Исола

Маки. Майя Исола

Но и в станковой картине на сегодняшний день есть поиски и необычные решения. Вот несколько работ новосибирского художника Романа Урбинского. В натюрмортах этой серии Роман формирует список вроде бы повторяющихся, однородных, но одновременно уникальных предметов - фруктов. Перед нами не клонированные 200 банок супа Энди Уорхола, а природные дары во всем своем великолепии красоты и вкуса.

Роман Урбинский

Роман Урбинский. Натюрморт

Эти натюрморты формулируют бесконечные списки, которые оттеняются ритмическими “перебивками” отличающихся предметов - муха, яблочный огрызок. И хочется здесь дать отсылку к старинным барочным vanitas, где муха - символ смерти, а … огрызков не припомню, но наполовину съеденный пирог точно был. Как мне кажется, этот смысловой мотив “суеты” не сохранился в работах современного художника. Возможно, потому что живопись перестала нравоучать, а все больше практикует познание мира через красоту, через цвет, гармонию или конфликт, сопоставление и противопоставление. И здесь список категорий бесконечен. Картины Романа отлично впишутся в интерьер, сюжеты могут стать мотивом дизайна чего угодно - от текстиля до фарфора. Они красивы и цельны в своем монотонном перечислении, но не надоедают, как не надоедает изобилие и ритмичность природы.

Впрочем, история визуальных списков, объединенных перечислением или иерархией - вопрос открытый. И натюрморты здесь по-прежнему главные действующие лица.

Роман Урбинский

Роман Урбинский. Натюрморт

Роман Урбинский

Роман Урбинский. Натюрморт



Комментарии (4)

Комментарий от меня самого по поводу моих натюрмортов))) Цели создания списков себе не ставил, была цель делать картину поперек общепринятого, но в чем-то в русле традиций. Глазу в картинах приятно разнообразие изображенных форм, размеров, объемов - это кажется красивым большинству (а почти одинаковые повторяющиеся предметы это как повторение одной и той же ноты) Поэтому это нарочитое однообразие считаю относительным проявлением нонконформизма в своем творчестве (хотя если картину с банками супа считать традицией, то тогда я только подковал эту блоху слегка, сделав более похожим на традиционную живопись)))

спасибо, Роман!

Добрый день!
Интересно, а можно ли декоративный узор считать списком? Спасибо.

Добрый день! Уточните, какой именно узор Вы подразумеваете?

Оставить комментарий

Включите изображения, чтобы увидеть вопрос *