Мэри Гранвиль родилась в 1700 году в Великобритании, и в возрасте семнадцати лет была выдана замуж за старого, но богатого Александра Пендарвеса. Ее замужество не принесло ей ничего кроме страдания: муж пил, кутил и особенно не интересовался своей юной женой. Через некоторое время Мэри овдовела, и последующие двадцать лет наслаждалась своей свободой, общаясь с интересными людьми, веселясь на балах, флиртуя и танцуя. В возрасте 43-х лет она встретила своего любимого мужа, Дин Патрика Делани, и их счастливый союз длился почти 25 лет. Супруги любили ботанику, садоводство и эта совместная страсть привела их к решению приобрести землю недалеко от Дублина. Чета Делани устроила там фруктовый сад, оранжерею с редкими растениями, поля-пастбища для оленей — настоящий райский уголок, в лучших традициях сентиментального мировоззрения эпохи Просвещения. Стремление к природе, к естественности, к познанию через любование — все это воплотилось в образе жизни мистера и миссис Делани.
Ее художественное творчество началось после печального события — смерти м-ра Делани. Лето 1768 года Мэри провела в поместье герцогини Портлэнд. Герцогиня интересовалась естественными науками, объединяя в своем доме ученых: энтомологов, ботаников, зоологов. И дело не ограничивалось только научными дискуссиями, гербариями и музейной коллекцией кунсткамеры, в своем поместье герцогиня приказала сделать вольеры для редких животных и ботанический сад. Мэри Делани поддержала ботанические исследования по-своему: она начала экспериментировать с коллажами и аппликациями, создавая уникальные изображения растений. В ее распоряжении были уникальные гербарии из экспедиций, экзотических стран, многие энтузиасты-любители и ботаники-ученые посылали ей свои образцы.
Надо ли говорить, что цветную бумагу Мэри создавала сама, экспериментируя с пигментами, связующими, клеями и основами. Для создания глубокого черного цвета она использовала сажу, уголь, гудрон. Удивительно, но несмотря на это, около 1000 бумажных коллажей Делани сохранились до сих пор в отличном состоянии. Поклонником ее творчества был Самюэль Ричардсон, несколько романов которого иллюстрировала миссис Делани. Ее своеобразными натюрмортами восхищался художник сэр Джошуа Рейналдс. Помимо эстетических достоинств, эти коллажи обладали научной точностью, которую подтверждал знаменитый ботаник того времени сэр Джозеф Бэнкс.
Истоки этой необычной художественной формы можно искать и в станковой картине цветочного натюрморта, и в рисунках ботанических атласов, и в вышивках (которыми увлекалась миссис Делани в молодости), и силуэтных картинах, которые были очень популярны в то время. Так или иначе, но подобного сочетания уникальной, индивидуальной техники, сюжетов, реалистичности изображения больше никогда не встречалось в истории искусств.
По материалам этой статьи.
Поразительно! Неужели это 18 век? Как актуально смотрится!!!