Волшебство каллиграфии

Волшебство каллиграфии

В 8-ом выпуске журнала «Юный художник» вышла моя статья, посвященная «Образцовой книге каллиграфии» Йориса Хофнагеля. Сокращенный вариант статьи решила предложить читателям блога о натюрмортах.

Образцовая книга каллиграфии. Йорис Хофнагель

Образцовая книга каллиграфии. Йорис Хофнагель

Король Германии, Богемии и Венгрии, император Священной Римской империи Рудольф II, несмотря на религиозные войны, бушующие в Европе, принимал при своем дворе католиков и протестантов, изгнанных ученых и астрологов. Кунсткамера Рудольфа II представляла внушительный список экспонатов: сосуды, кристаллы, минералы, руды, драгоценные камни, кораллы, изделия из бронзы и слоновой кости, перья колибри, чучела птиц, коллекция причудливых картин художника Арчимбольдо.

Образцовая книга каллиграфии

Образцовая книга каллиграфии

В наследство от своего деда Фердинанда I, как видно, тоже большого чудака и оригинала, Рудольф II получил небольшую рукописную книгу. Фердинанд I заказал своему придворному секретарю, знаменитому на всю Европу каллиграфу Георгу Боксэю (George Bocskay) красивую и необычную книгу – вроде как редкость, курьез, где главным был бы не смысл слова, а то, как это слово написано, то есть шрифт и оформление. Так, на пергаментных страничках размером не больше ежедневника Боксэй сочинил симфонию латиницы, греческого, иврита, готических букв и курсива.

Образцовая книга каллиграфии

Образцовая книга каллиграфии

А спустя пятнадцать лет, после смерти каллиграфа Боксэя император Рудольф II заказал великому европейскому миниатюристу по имени Йорис Хофнагель (Joris Hoefnagel) дополнить манускрипт рисунками. Для чудесной книги нужно было создать не менее чудесные иллюстрации: на ее страницах появились изображения плодов, цветов, насекомых и мелких животных типа лягушки или мыши.

Образцовая книга каллиграфии

Образцовая книга каллиграфии

Насекомые, фрукты, цветы и животные в «Mira calligraphiae monumenta» скомпонованы в небольшие группы, по принципу эстетического сопоставления. Стебли цветов художник будто обрезает и ставит в пространство условного фона, при этом каждый предмет имеет собственную свето-теневую моделировку, ракурс и ясный объем. Рак располагается рядом с цветами зверобоя, морская раковина с грушами, а колючий каштан с розой: и мы начинаем понимать, что логика этого натюрморта формулируется не в символах, не в передаче реальности, а в орнаментальной красоте, основанной на восприятии формы и цвета.

mira-calligr-6

Художник создал ряд удивительных натюрмортов, орнаментов, ботанических рисунков, или гербарий, оживающий при перелистывании пергаментных страниц. Сложно найти точное определение жанра, потому что ничего подобного мир не видел ни до ни после «Образцовой книги каллиграфии», созданной в атмосфере свободного творчества придворного круга Рудольфа II.

Comments

  • liana | Дек 17,2012

    Спасибо за интересную и полезную статью!

  • Алена | Ноя 9,2013

    Действительно очень познавательная статья. Творческие люди вызывают у меня особенный интерес.))

  • Leave a Reply

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *