Немецкий натюрморт: от станковой картины к ботаническому рисунку.

Немецкий натюрморт: от станковой картины к ботаническому рисунку.

Немецкий натюрморт XVII столетия — это преобразованные композиции и темы голландских художников. Говорить об уникальности still life в Германии не приходится, все-таки первыми в этом жанре остаются живописцы Великих Нидерландов: фламандцы и голландцы. Но кое-что интересное о развитии немецкого натюрморта рассказать можно. Например, об интересе к естественнонаучным знаниям в области ботаники или энтомологии, выраженном в натюрмортной живописи. В связи с этим вопросом я бы хотела остановиться на творчестве трех мастеров: живописца Георга Флегеля (Georg Flegel, первая половина XVII века), его ученика Якоба Морреля (Jacob Marrel, середина XVII века) и рисовальщицы Марии Сибиллы Мериан (Maria Sybilla Merian, конец XVII века) — ученицы Морреля. Эта преемственность, прошедшая сквозь XVII век, отражает движение жанра still life: от красивых картин, призванных украшать интерьер бюргерского дома, до идеально точных ботанических рисунков, отражающих естественнонаучные интересы века.  Георг Флегель. Натюрморт с десертом.

Георг Флегель.

Георг Флегель. Натюрморт с десертом.

Георг Флегель. Натюрморт с десертом.

Георг Флегель, мастер начала XVII века, ученик голландского художника Лукаса ван Фалькенборха. Основным заданием, которое получал Флегель в мастерской учителя, была работа над изображением фруктов, овощей и цветов в многофигурных полотнах Фалькенборха. Позже Флегель начинает работать самостоятельно и открывает собственную мастерскую. Сюжеты его натюрмортов по-голландски традиционны: еда, цветы, посуда, иногда присутствуют символы vanitas (песочные часы, книги, свеча). Четкий рисунок, ясные контуры, предметы, скомпонованные в пространстве всего холста (почти нет сободного пространства), ракурс, данный чуть сверху, отсутствие кульминации (в колорите или композиции), многочисленные детали — это те признаки, которые отличают натюрморты Флегеля от пирамидообразных композиций того же периода его голландских коллег. Часто его композиции созданы на мотиве перечисления предметов, их свойств, фактур материалов. Это своеобразная сиюта из нескольких «пьес», объединенных в пространстве условного стола и условного же фона. Еще одной особенностью still life Флегеля является почти повсеместное присутствие животных и насекомых, выписанных с особым старанием. Одним из самых известных живописцев, вышедших из мастерской Флегеля, был Якоб Моррель.

Якоб Моррель (Морель).

Якоб Моррель. Натюрморт с ящерицей.

Якоб Моррель. Натюрморт с ящерицей.

Этого живописца принято считать и голландским, и немецким, так как в течение своей жизни он часто переезжал, и воспринял как традиции одной школы, так и другой.  Представленный выше натюрморт выполнен в традиционной манере голландских мастеров — Амброзиуса Босхарта Старшего или Яна Давидса де Хема. А вот эта работа, сохраняя композицию цветочного натюрморта, выполнена в смешанной технике акварели и гуаши на пергамента, и имеет признаки декоративного, плоскостного рисунка.

Якоб Моррель. Цветы в вазе и лягушка. Fitzwilliam Museum, UK

Якоб Моррель. Цветы в вазе и лягушка. Fitzwilliam Museum, UK

Но, по видимому, подготовительным материалом к такого рода композициям были ботанические зарисовки, как например, вот эта

Якоб Моррель. Два тюльпана, раковина и насекомое. Амстердам, Рейксмузеум

Якоб Моррель. Два тюльпана, раковина и насекомое. Амстердам, Рейксмузеум

Сохранились многочисленные ботанические акварели Морреля, где он подробно запечатлел десятки видов цветов (особенно тюльпанов), насекомых и всевозможных редкостей. Моррель стал одним из первых художников, поддержавших тюльпаноманию начала XVII века, изобразив тюльпаны не только в традиционных живописных композициях, но и в ботанических рисунках.

Мария Сибилла Мериан.

Приемная дочь Морреля, и его талантливая ученица. Подробная статья о ее творчестве и жизни — здесь. Интересная коллекция рисунков и гравюр Мериан находится в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Санкт-Петербург). Мария Сибилла работала в технике рисунка и цветной гравюры. В ранние годы она увлекалась декоративными композициями с изображением цветочных венков, коих предостаточно в творчестве голландских мастеров. В последствии мотив венков был использован в титульных листах ее научных каталогов: «Книга о гусеницах» и «Книга о цветах».

Мария Сибилла Мериан. Обложка книги о гусеницах.

Мария Сибилла Мериан. Обложка книги о гусеницах.

В творчестве Марии Сибиллы Мериан традиционные приемы натюрмортной живописи растворяются в научном значении ботанического рисунка, но, вместе с тем, часто сохраняют изящество композиции и колорита.  В своих рисунках  художница не придерживалась традиций узкой специализации в изображении определенных сюжетов, она точно следовала за формами, которые предоставляла натура. Можно предположить, что здесь мы наблюдаем высшую точку реализма, к которому логично подошел жанр немецко-голландского натюрморта.

Мария Сибила Мериан. Рисунок.

Мария Сибила Мериан. Рисунок.

В центре этого венка из веток шелоковичного дерева (см выше) надпись: «Исследовала прилежно на пользу натуралистам, художникам и любителям садов«.  Создавая свою книгу о гусеницах, Мария Сибилла предполагала использование ее рисунков среди вышивальщиц, непрофессиональных художников, домохозяек. Изображения насекомых и растений расположены не по именам, а в порядке смены времен года. Таким образом, Мария Сибилла стала, возможно, первым автором не только научного каталога, но и своего рода дизайнерского пособия для прикладного искусства.

Немецкий натюрморт в XVII столетии совершил удивительный переход от станковой картины к ботаническому атласу. Было бы справедливым отметить, что и Голландия и немецкие города в XVII веке в этом вопросе развивались в едином движении. На примере этих трех художников можно проследить последовательное изменение восприятия функции изображения (цветов, насекомых, животных) часто при сохранении традиционной композиции still life и колорита.

Comments

  • learning centers bakersfield | Авг 26,2017

    Fantastic blog! Do you have any recommendations for aspiring
    writers? I’m hoping to start my own site soon but I’m a little
    lost on everything. Would you advise starting with a free platform like
    Wordpress or go for a paid option? There are so many choices out there that
    I’m totally confused .. Any tips? Cheers!

    • admin | Сен 16,2017

      I think you can start whith a free platform like
      Wordpress. It’s rather easy and there are lots of options of design. What about do you want to do your blog?

  • Leave a Reply

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *