Архив

Вы просматриваете архив блога onaturmorte.ru

Дек

27

Аллегория музыки.

By admin

Allegory of Music by Dirk de Quade van Ravesteyn

Allegory of Music by Dirk de Quade van Ravesteyn, Vienna, Austria, 1600.

Картина-загадка, о которой почти нет никакой информации, привлекла меня необычностью своей композиции и интересной подборкой музыкальных инструментов, разложенных на столе перед дамой.

Необычность композиции в том, что картина будто обрезана. В то же время, соотношение первого плана с детальным натюрмортом и интерьером, удаленным вглубь, было возможным в картине той эпохи. Здесь вспоминается хрестоматийный пример, натюрморт Питера Артсена, где основной евангельский сюжет (Христос у Марии и Марфы) сосредоточен далеко за первым планом и тем самым акцентирован для зрителя.

Если рассматривать эту работу как “Аллегорию музыки” (неизвестно, как ее назвал автор, и для кого она была написана), то выясняется интересный способ восприятия музыки художником. Во-первых, бодренькие кавалеры, идущие к столу - никак не считываются за какой-нибудь самостоятельный сюжет, дополняющий образ исполнительницы на флейте. Скорее всего, для зрителя того времени, как и для нас с вами сегодня, здесь очевиден момент слияния “музыка-движение”, выстраивающий такую цепочку: шаг, топот, ритм, музыка. Музыку воспринимает не только ухо, но и все наше тело.

Во-вторых, отражение в зеркале - не только важный визуальный прием, создающий фантомного героя в пределах замкнутого пространства мраморных колонн, это мысль о том, что музыка - отражение действительности. Но и здесь может говорится о материальных свойствах музыки: она отражается, и ученые того времени размышляли на тему физических свойств звука. Так, французский математик и физик Марен Марсенн в период 1627-1638 гг. поставил ряд опытов по измерению времени возвращения эха от различных препятствий и таким образом, смог приблизительно оценить скорость звука в воздухе?.

И, наконец, музыку вкушают и ею наслаждаются - не о том ли нам говорит опять-таки группа мужчин, несущих яства на подносах, которые сейчас тоже будут вкушать?

Дама играет на флейте, перед ней на столе лежит барочная скрипка, книги, 6-хорная лютня и странный духовой инструмент, напоминающий рог (может, вы знаете, что это конкретно?) - все то, что составляет красочные тембры ансамбля эпохи барокко, все то, с чем ассоциируется музыка у человека в XVII веке.

Ну, и если отвлечься от символической трактовки и посмотреть на эту картину глазами современных людей, то… Готовится бал. Музыкант репетирует в гримерке, посматривая в зеркало и представляя, как он будет смотреться перед слушателями. Вариант корпоратива 300 лет назад.

Что может играть дама? Просто разыгрывается, готовя инструмент… А может, нечто такое, волшебное. Пусть эта музыка настроит вас на предстоящие праздники, а прекрасная живопись поможет увидеть радость в грядущем дне!

P.S. Этот духовой деревянный инструмент на столе дамы - цинк или корнет, у которого строй флок-флейты, а мундштук как у трубы. Особенности этого инструмента в том, что его тембр похож на трубу, но значительно нежнее и мягче. Часто цинк использовал И.С.Бах в своих кантатах, как имитацию человеческого голоса.

?Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика (учебник для вузов), Санкт-Петербург”, 2006

Дек

19

Клод Моне. Натюрморт в мастерской.

By admin

Клод Моне. Натюрморт в мастерской. 1861 год.

Клод Моне. Натюрморт в мастерской. 1861 год.

Этот натюрморт был написан Моне в начале творческого пути. С одной стороны Моне ставит в этой работе четкие живописные задачи: передача различных фактур материала, поток мягкого света, окутывающий все предметы, колористическое единство. С другой стороны, перед нами сюжет аллегории живописи. На протяжении нескольких веков этот сюжет находил свое воплощение в творчестве художников разных стран: Вермеера, Веласкеса, Шардена, Курбе. И каждый художник искал свои детали для замысла изображения живописи живописью. Моне останавливается на still life, не вводя в сюжет людей, зато у него есть пейзаж! На шпалере-фоне мы видим тропический пейзаж с пышными растительными формами. Для зрителя очевидно, что пейзаж ненастоящий, он написан в картине, как часть предметного мира. Искусственный пейзаж-шпалера - такой же атрибут живописи, как кисти и ящик с красками.

Дек

12

Фото-натюрморты.

By admin


Тема фотокартин в жанре натюрморта уже появлялась на страницах нашего блога. Хочу познакомить вас с еще одним талантливым автором. Ее работы - это живопись светом, используя старинное русское слово - это светопись. Но, видно, что Ольга создает свои натюрморты, используя живописный опыт мастеров прошлого. Здесь мы наблюдаем как традиционную композицию голландского натюрморта, так и “падающий стол” Петрова-Водкина. Предметы создают музыкальную, невербальную мысль о гармонии-хаосе, контрасте-имитации, статике-движении, кульминации-интермедии… В этом удивительное родство натюрмортов с другими видами искусств. Но для меня важнее даже не это. Still-life учат осознавать материальный мир, а сопоставляя качества вещей, мы можем осознавать законы вселенной.

Дек

5

Очарованные предметным миром…

By admin

Сегодня я расскажу вам о своеобразных “натюрмортах“, сформированных в необычных объемных формах. Открытия в области наук – математики, географии, биологии, физики и в том числе оптики – не могли не повлиять на искусство живописи, как в сюжетном направлении (появление ботанических зарисовок, натюрмортов, изображающих редкости), так и в использовании новаций для создания изображений. В голландском искусстве XVII века встречаются интересные объемные построения как Peepshow - уникальные эксперименты с оптическим воспроизведением трехмерного пространства.

5.	Самюэль ван Хоогстратен. Вид интерьера голландского дома. 1655-60. Дерево, масло, 1655-60 г., 58 x 88 x 60,5 см. Национальная галерея, Лондон.

Самюэль ван Хоогстратен. Вид интерьера голландского дома. 1655-60. Дерево, масло, 1655-60 г., 58 x 88 x 60,5 см. Национальная галерея, Лондон.

Peepshow - это прямоугольная деревянная коробка, в которой отсутствовала одна стенка, внутрь нее помещались части картины – виды интерьера, пейзажи. В стенах описываемого ящика было просверлено отверстие, через которое рассматривали картинку. Эффект заключался в том, что если зритель смотрел в отверстие – то видел трехмерное изображение, если через отсутствующую стенку – то изображение не формировалось. Самым знаменитым автором-создателем рeepshow был Самюэль ван Хоогстратен, голландский живописец, гравер и литератор. В основу таких оптических устройств был положен принцип анаморфоза. Анаморфоз - оптическое явление, вследствие которого происходит искажение изображения; например, отношение высота-длина не совпадает с видимой реальностью. Это деформированное изображение, вытянутое в высоту, в длину или в глубину, составляет нечто вроде оптического ребуса, разгадать который можно, если смотреть с определенной точки зрения, корректирующей изображение, или с помощью цилиндрического или конического зеркала, которое размещено перпендикулярно изображению.

Подобные оптические устройства позволяли художникам создавать объемные изображения, выходя за рамки возможностей живописи.

А вот пример натюрморта и интерьера, созданного не оптически, а совершенно реально, из таких же материалов, что и настоящие предметы, только уменьшенные в несколько раз. Речь идет о кукольных домиках , которые были популярны в богатых семьях Европы. Самыми элегантными считаются голландские кукольные дома. Изящные кукольные интерьеры создавались в особых шкафах - “кабинетах” или “домах-полках”. Кроме домов для кукол, в Голландии делались макеты разнообразных мастерских, школ, наполненных множеством соответствующих предметов. И, конечно, создавались целые игрушечные лавки-магазины для детских игр: на крошечных игрушечных “макетах” дети обучались делать покупки, готовясь к этой важной стороне взрослой жизни.

Кукольный домик. XVII век. Рексмузеум, Амстердам.

Кукольный домик. Petronella Oortman, XVII век. Рексмузеум, Амстердам.

Удивительно, как в то далекое время любили предметный мир - его запечатлевали на холсте, делали макеты, экспериментировали с оптикой… Люди играли в созданную ими самими вселенную, любуясь и смакуя ее порядок и форму. Очарованные предметным миром, они складывали пазлы своих интерьеров и находили в этом гармонию жизни. Кто знает, может, и нам следует у них поучиться…